Ветеран Великой Отечественной войны, житель Троицка- Андрей Ольшанский: «Два осколка так и остались в бедре!»
Родился А. Г. Ольшанский 22 июня 1924 года и в этом году ему исполняется 91 год! Известие о начале войны ветеран встретил в свой семнадцатый день рождения.
«В то время патриотизм был очень высокий, поэтому все считали, что немца одолеем быстро, и жизнь наладится. Но все пошло не так, как думали. Через неделю был занят город Минск, и началось…»,- вспоминает Андрей Григорьевич.
- В мае 1942 вызвали в военкомат, всех 1924-ого года рождения, постригли, помыли (в санпропускнике было такое положение: в поезд не посадят, пока не пройдешь санпропускник), - рассказывает ветеран.- В военкомате с нами провели политинформацию, рассказали, что происходит на фронтах. Вечером построили, вышел старшина и всех назвал, а меня нет. Я стал выяснять - оказалось, что так как у меня было за спиной 9 классов, меня внесли в списки для отправки в военное училище. Меня отправили обратно домой, и в училище я поехал уже 8 октября. Привезли нас в город Омск, в зенитно-пулеметное прожекторное училище. Накормили, одели в курсантскую форму -хорошая форма, диагоналевый костюм, - показали, как подшить подворотнички.
- Через месяц отправили на фронт,- продолжает Андрей Григорьевич.- Так как нас готовили стать командирами, то учили нас командованию, отделением, взводом, ротой. Приняли присягу. Обстановка в стране была сложная, на фронте людей не хватало, и нас сняли с учебы и отправили пополнением в Ногинск. Разбросали по полкам шестой воздушно-десантной гвардейской дивизии. Я попал в пулеметный взвод. Расчет состоял из семи человек. Все были значительно старше меня, порядка 35-40 лет, ополченцы. Меня назначили наводчиком станкового пулемета. Мне присвоили звание ефрейтора. На следующий же день нас погрузили на машины и отправили на северо-западный фронт. Проезжали город Торжок. Он произвел, конечно, сильное впечатление - разрушенные дома, черные стены, трубы торчат. Потом попали под авианалет. Два немецких истребителя. С машин соскочили. Отбежали. Снегу по пояс. Были убитые, раненные.
Затем дивизия Ольшанского была в резерве, и только в марте введена в бой. В первый же день наступления из его роты из 120 человек осталось 17. Вот такие огромные потери...
Потом Андрей Ольшанский получил ранение в ногу, попал в медсанбат и его прооперировали.
- Два осколка так и остались в бедре,- вспоминает Андрей Григорьевич.- А уже в апреле 1944 года меня отправили в 22-ю лётную школу стрелков-радистов в город Уральск. После учебы служил в авиационном полку под Москвой.
В конце апреля 1945 года на аэродром прибыл главком военно-воздушных сил, и тогда защитникам нашей Родины и объявили: «Война закончилась!». Все были очень рады этой новости, к тому же авиационный полк, где служил Ольшанский стал участником парада Великой победы!
После войны Андрей Григорьевич еще два года служил стрелком-радистом в транспортной авиации. Потом опять учился два года в военном училище. Получил офицерское звание и преподавал в Тамбовском авиационном училище, закончил академию, дослужился до звания полковника.
После окончания службы приехал в город Троицк и продолжил свою специальность уже будучи гражданским человеком – учил молодежь военному делу в школе №2. С 2004 по 2006 гг., являлся Председателем совета Ветеранов города Троицк.
Ветеран награжден орденом «Отечественной войны» 1 степени и медалями «За отвагу» (дважды), «За Победу над Германией».
У Андрея Георгиевича огромная семья: сын, дочь, четыре внучки, правнуки.
Сотрудники МЧС очень долго беседовали с ветераном, уходить совершенно не хотелось, поэтому договорились встретиться еще раз, но уже в пожарной части города Троицка.
Комментарии